среда, 24 декабря 2008 г.

Microsoft Robotics Studio. Sumo-робот

Продолжаю серию статей про Robotics Studio.

В этой статье я расскажу, как сделать собственного Sumo-робота для соревнований симуляций сумо-роботов от Microsoft. Для этого, помимо установленной Robotics Studio (у меня - версия 1.5), необходимо скачать проект сумо-симуляции с сайта Microsoft.

Скачав, распакуйте zip-архив, и запустите файл Sumo Competition for Microsoft Robotics Studio (1.5).exe. В конце быстрой и простой установки откроется html-инструкция по использованию данного продукта.

Инструкцию можете закрывать, я вам итак все расскажу. Сначала нужно запустить командную строку Robotics Studio (эта "функция" доступна через меню Пуск). Затем выполните команды cd bin (переход в каталог [bin]), и makesumoplayer /name:имя-вашего-сумо-робота /forse:true. Я своего назвал просто: MySumo. В имени должны присутствовать только английские буквы и цифры - без пробелов. Вы, наверное, сможете придумать что-нибудь более оригинальное :) Вот что видим в ответ:

Итак, новый проект создан. Путь, где его можно отыскать, указан. Идем туда, открываем файл проекта. В моем случае этот файл называется MySumo.csproj.

Мне потребовалось сконвертировать проект под 2008-ю студию, т.к. создан он под какую-то более древнюю версию. Но это пара кликов мышью, ничего сложного... В итоге видим:

Итак, проект открыт - и теперь начинается самое интересное. Для начала, просто запускаем проект, нажимая F5. Выбираем в качестве соперника стандартную симуляцию (sumoplayer):

Между прочим, у вас наверняка возник вопрос: как сделать своему роботу особенную картинку? Все очень просто: нужна BMP-картинка 64х64 пиксела. Скопировать ее нужно в папку [Resources] внутри проекта, заменив файлик PlayerImage.bmp.

Несколько матчей подряд я смотрел, как ведут себя роботы. И пришел к выводу, что у них есть 2 достаточно большие проблемы:

  1. Если один робот, оказывается к другому роботу задом, - все, первый почти гарантированно проигрывает.
  2. Иногда робот сам усугубляет свое положение, оказываясь близко к линии в момент атаки. Логично было бы держаться центра ринга как можно дольше.

Возможно, у вас возникнут собственные выводы по этому поводу. Главное - определиться, что из поведения робота необходимо изменить.

Как только понимание сути изменений достигнуто - можно приступать к следующему этапу: разбору кода. Код сгруппирован в несколько групп с помощью директив #region и #endregion. Нас будут интересовать только две группы: Sensor Handlers to be copied, и Timer Handler to be copied.

Как не сложно догадаться, первая группа отвечает за обработку событий от сенсоров, в то время как вторая - это таймер. В первой группе задается ПЕРВАЯ реакция робота. Например: увидел линию? - развернись на 130 градусов. Или: увидел соперника через камеру? - начни сближение.

Соответственно, если мы хотим предусмотреть в качестве реакции не единичное действие, а целую последовательность действий (например, сначала развернуться, потом проехать вперед, потом постоять, потом вернуться назад - и т.д.) - то нам необходимо дальнейшие действия указывать уже в процедуре обработки такта таймера.

Сложно? Да нет! Это только так кажется. В любом случае, привыкайте, такова стандартная событийная модель программирования.

Продолжим... Естественно, для связи процедуры таймера и процедур обработки непосредственных событий - необходимы какие-то состояния. Они есть, и содержатся в переменной _state. Что это такое - нам по большому счету неинтересно, по названию понятно. Немного поизучав код, мы можем обнаружить основные состояния робота:

  • _state.SumoMode == SumoMode.Contact - состояние, когда роботы столкнулись друг с другом и находятся в противоборстве. Основная проблема этого состояния состоит в том, кстати, что робот физически не может определить касание сзади - у него там нет датчика касания.
  • _state.SumoMode == SumoMode.AvoidBoundary - состояние, в котором робот старается избежать попадания за границу ринга.
  • _state.SumoMode == SumoMode.Tracking - робот засек противника камерой и едет за ним.
  • _state.SumoMode == SumoMode.Wander - режим свободного поиска противника.

Есть также и некоторые другие состояния робота, не столь критичные. Если вам понадобятся их описания, весь список присутствует в файле MySumoTypes.cs (ИмяВашегоСумоистаTypes.cs), при описании enum'а SumoMode.

Таким образом, очень просто понять модель дальнейших действий. Прикидываем, в каком состоянии робота нужно внести изменения, просматриваем все упоминания данного состояния в коде, смотрим что там происходит - и решаем, как это изменить.

Начнем с простого: как заставить робота держаться центра ринга? Очень просто. Надо заставить его просто крутиться на месте, не давая при этом двигаться вперед. В таком случае, качество поиска измениться не сильно, зато подставляться наш "боец" будет меньше.

Очевидно, что нам необходимо изменить действия робота в режиме свободного поиска. Поискав "SumoMode.Wander" в коде (Ctrl-F в MS Visual Studio), находим процедурку SetWanderDrive(), для которой написано в комментариях: This is the default drive configuration for wander mode. То есть, эта процедура назначает действия по умолчанию для робота, переходящего в режим свободного поиска.

Она состоит всего из двух строк, в первой изменяем текущее состояние робота на Wander, а вот во второй вызываем пока непонятную процедурку InternalDrivingMilliseconds().

Что же, жмем по названию этой процедуры правой кнопкой, выбираем в меню Go to definion. Смотрим заголовок процедуры:

public void InternalDrivingMilliseconds(int left, int right, double ms)

Что же, все понятно. Эта процедура задает скорости для двух моторов - левого, и правого - на определенное число миллисекунд (которое тоже задается). Скорости моторов, насколько я понял из кода, варьируются от -500 до +500, а число миллисекунд можно задать какое угодно, лишь бы больше нуля, естественно :)...

Таким образом, изначально в режиме свободного поиска робот движется вперед с поворотом. Давайте уберем движение вперед, и заменим его поворотом на месте.

Вот что получилось у меня в итоге:

private void SetWanderDrive()
{
   _state.SumoMode = SumoMode.Wander;
   InternalDrivingMilliseconds(0, 400, 250.0);
}

Запускаем, смотрим: все именно так, как нужно. Наш робот вертится на месте, а его противник бегает туда-сюда. Правда, для весомого преимущества этого недостаточно.

Давайте попробуем воплотить вторую мою мысль.

Нам необходим фрагмент кода внутри процедуры RobotUpdateFloorSensorsHandler, содержащий текст "SudoMode.AvoidBoundary". Этот фрагмент отвечает за реакцию робота на засечение им линии впереди. Поскольку сам собой наш робот не движется, то если он засек линию - это может означать только лишь тот факт, что его толкает сзади враг. А значит, нужно срочно на всех парах мчаться назад! Ничего особенного, кроме уже известной нам процедуры InternalDrivingMilliseconds, в этом фрагменте нет. Вот что получилось у меня в итоге:

if (_state.Sensors.LineDetected)
{
  _state.SumoMode = SumoMode.AvoidBoundary;
  LogVerbose(LogGroups.Console, "Sumo Mode: AvoidBoundary");
  if (_state.Sensors.LineLeft && 
     !_state.Sensors.LineRight && 
     !_state.Sensors.LineFrontRight)
    InternalDrivingMilliseconds(-100, -400, 200.0);
  else if (_state.Sensors.LineRight && 
          !_state.Sensors.LineLeft && 
          !_state.Sensors.LineFrontLeft)
    InternalDrivingMilliseconds(-400, -100, 200.0);
  else
    InternalDrivingMilliseconds(-500, -500, 400.0);
}

Запускаем, лучше всего штуки три матча подряд. У меня статистика трех матчей получилась такая: 2 раунда проиграно, 1 ничья, 6 раундов выиграно. Думаю, комментарии излишни :)

P.S. На написание данной статьи меня сподвиг Дмитрий Калинин (kalisha), за что ему огромное спасибо. Он прислал собственную статью, на тему создания робота для соревнований Microsoft ImagineCup, однако эта статья потребовала настолько глобальной переделки, что я ее полностью переписал, полностью сам разобрался в коде, адаптировал его под стандартную сумо-арену, ну и т.д. Очень надеюсь, что следующую статью Дмитрия я смогу выложить в менее "отредактированном" варианте :)

4 комментария:

  1. >"Дмитрий Калинин (kalisha)"
    как приятно видеть знакомые имена:-)

    ОтветитьУдалить
  2. одна поправочка, в самом начале "forCe:true" вместо forse, а то не задумываясь скопировал, ан не идёт)

    ОтветитьУдалить
  3. да, спасибо за поправку... :( бывает :(

    ОтветитьУдалить
  4. Ссылка на проект от Microsoft работать перестала.

    Альтернативно, можно
    скачать проект с CNET.com.

    ОтветитьУдалить

Внимание! Реклама и прочий спам будут беспощадно удаляться.